Адвокат Муромской Коллегии Адвокатов № 1 "МАК"
Адрес:
Россия, Владимирская область, г. Муром,
ул. Артема, 1а
Телефон:

Земельные споры

zabrat-zemlu

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся в том числе споры смежных землепользователей о границах земельного участка. При этом необходимо иметь в виду, что не все земельные споры связаны с определением границ земельных участков, возникновение спора может быть не связано с выполнением кадастровых работ, для рассмотрения земельного спора в суде не требуется представлять доказательства о попытках досудебного урегулирования спора.

Позиция Минэкономразвития России по вопросу уточнения границ земельных участков, в том числе в случае, если местоположение границ смежного земельного участка было определено с надлежащей точностью, но содержит ошибку, квалифицируемую в соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) как реестровая ошибка, изложена в письме Минэкономразвития России от 6 ноября 2018 г. N 32226-ВА/Д23и (далее - Письмо, Письмо было направлено для доведения до сведения саморегулируемых организаций, а также размещено на официальном сайте Минэкономразвития России).

В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных и земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Как отмечено в Письме, положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.

В обращении указано, что собственник смежного земельного участка отказывается исправлять ошибку, мотивируя это тем, что "у него все правильно", из чего можно сделать вывод, что кадастровый инженер, столкнувшись с изложенной в обращении ситуацией, не планирует и не осуществляет применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, а пытается понудить правообладателя смежного земельного участка, в местоположении границ которого выявлена таким кадастровым инженером ошибка, самостоятельно обеспечить выполнение кадастровых работ с целью устранения такой реестровой ошибки и при отказе правообладателя этого смежного земельного участка от таких действий понуждает заказчика кадастровых работ обращаться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете с заведомо отрицательным результатом в виде приостановления учетных действий (пункт 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Однако приостановление государственного кадастрового учета в данном случае не влечет за собой признание или установление со стороны органа регистрации прав наличия реестровой ошибки в содержащемся в ЕГРН описании границ смежного земельного участка (статья 26, части 4 - 8 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).

Орган регистрации прав проводит проверку представленных для осуществления государственного кадастрового учета документов в рамках, установленных Законом N 218-ФЗ. При этом законодательством не предусматривалось и не предусматривается проведение органом регистрации проверки правильности выполненных кадастровым инженером измерений и вычислений местоположения границ земельного участка, а также проверки на соответствие местоположения границ земельного участка, определенного и указанного кадастровым инженером в межевом плане, их фактическому положению на местности, контроль за качеством выполнения кадастровых работ, в том числе и контроль за соответствием местоположения границ земельного участка, определенного кадастровым инженером, их фактическому положению, осуществляется непосредственно заказчиком таких работ, заинтересованным в качестве их выполнения.

Приостановление государственного кадастрового учета в подобной ситуации может быть в том числе свидетельством некачественной работы кадастрового инженера, подготовившего межевой план, содержащий сведения о границах земельных участков, влекущие пересечение с границами другого земельного участка.

 

Есть вопросы? пишите!

Я отвечу на Ваши вопросы

укажите номер в международном формате +7
Или свяжитесь с нами по телефону:
ЗАЩИТА ПРАВА В СУДЕ
Телефон
Адрес:
Россия, Владимирская область, г. Муром,
ул. Артема, 1а
Получить бесплатную консультацию
Оставьте заявку и я перезвоню Вам в течении 5 минут
Оформить заявку